Многие люди полагают, что декомпрессионная (кессонная) болезнь не смертельна.
Говоря о дыхании, как правило, вспоминают только две составляющие атмосферного воздуха — кислород (02) и углекислый газ (С02), третья составляющая, азот (N2) — забывается. Конечно, если вы не планируете заниматься дайвингом, все знания об азоте можно оставить в средней школе. В повседневной жизни азот, которого в окружающем воздухе около 78 %, является инертным газом, и его парциальные давления в окружающей среде и в жидкостях организма равны, то есть имеет место сбалансированное состояние насыщености.
Можно не придавать большого значения присутствию азота, если вы занимаетесь фридайвингом или подводной охотой — там время погружения слишком мало, чтобы азот успел критически насытить ткани и оказал негативное влияние на организм.
Однако, чем глубже вы погружаете свое бренное тело, тем больше проявляется необходимость помнить о существовании азота, если, конечно, не запланировано погружение в один конец.
Разобраться в особенностях этого «неуловимого Джо» поможет базовый курс физики средней школы.
Предположим, что Вы решили в полной мере насладиться морскими глубинами и, разумеется, используете для этого носимый источник газа с кучей прикольных шипящих, сопящих и блестящих шалабушек, в народе именуемый аквалангом. Основным фактором, влияющим на безопасность дайвера, в контексте нашего обсуждения является давление окружающей среды, и чем глубже ныряльщик погружается, тем большее давление воздействует на его тушку. Каждые 10 метров водяного столба над дайвером добавляют одну атмосферу. Таким образом, на глубине 10 метров давление увеличивается вдвое по сравнению с давлением на поверхности Океана и составляет уже 2 атмосферы, а на 30 метрах будет равно 4 амосферам. Так как наше тело практически полностью состоит из жидкости, являющейся несжимаемой субстанцией, то физически ощутить изменение давления дайвер может только благодаря воздушным полостям организма. Вследствие увеличения давления окружающей среды для обеспечения легкости дыхания, шипящие и пыхтящие шалабушки увеличат давление подаваемого Вам газа до этого значения. Теперь настало время вспомнить закон Дальтона, который гласит, что общее давление смеси газов равно сумме их парциальных давлений. Таким образом, если повысилось давление вдыхаемой газовой смеси, то увеличились парциальные давления всех составляющих ее газов. В результате азот начинает растворяться в крови и, постепенно разносясь по всему организму, насыщает все более и более медленные ткани. Также, азот при достижении индивидуальных для каждого значений РРN2, может привести к азотному наркозу или азотному опьянению. Дайвер, попавший под действие данного феномена, может испытывать эйфорию или беспокойство, возбуждение или заторможенность. Описываемое состояние будет очень похоже на поведение человека в состоянии алкогольного опьянения. Азотный наркоз, равно как и воздействие давления на глубине, может быть смертельно опасным! Вода является агрессивной средой, враждебной для человека!
Успешно завершенным погружение можно считать только тогда, когда Вы вернулись в дайвцентр или на яхту, приняли душ и начали предаваться своим излюбленным порокам. Ведь избежав сложностей при погружении и нахождении на глубине, дайверу необходимо безопасно всплыть на поверхность. Давление окружающей среды уменьшается и азот, накопившийся во время погружения, должен покинуть организм. Если всплытие происходит быстро, а дайвер находился на глубине достаточно долго, то можно добиться эффекта взрывной декомпрессии. Выглядеть это будет примерно так, как если бы внутри тела резко открыли мириады бутылок с газированным напитком. Пузырьки газа выделяются по всему организму, разрывают клеточные мембраны, скапливаются под кожей, разрушают суставы, консолидируются в кровеносных сосудах, образуя тромбы… Неприятно? Да!
Безусловно, приведенное выше описание отностится только к самой тяжелой форме ДКБ. Однако, не стоит экспериментировать на себе и пытаться обмануть природу. Премии Дарвина в данной номинации уже закончились. Более легкие формы ДКБ сопровождаются кожным зудом, «мраморной» кожей, болями в суставах, потерей ориентации или сознания.
Так же опасны полеты на самолетах, выполняемые в течении 24 часов после погружения. Даже если Вы чувствуете себя замечательно на уровне моря, то падение давления в салоне самолета может привести к развитию ДКБ во время перелета.
Для того, чтобы избежать неожиданностей, описанных выше, достаточно соблюдать правила безопасности, про которые Вам расскажет Инструктор, не выходить за пределы сертификации, не пытаться доказать окружающим свою неповторимость и продемонстрировать им пренебрежение к опасности. В Голливуде джедаи и секретные агенты демонстрируют чудеса безрассудства. В реальном мире герой, в лучшем случае, оказался бы на длительном лечении в барокамере.
Если человек, таки, оказался за пределами безопасного погружения, то безусловно необходимо прибегнуть к помощи врача-спецфизиолога и отложить все остальные дела. Декомпрессионная болезнь сама собоой не проходит!